Форма входа

Логин:
Пароль:

Категории раздела

МХК 8 класс [40]
МХК 9 класс [25]
ИЗО 5 класс [1]
ИЗО 6 класс [5]
ИЗО 7 класс [7]
Программы [3]
МХК 7 класс [1]
Материалы для подготовки к урокам МХК в 7 классе. Культура Древнего Китая, Индии, Японии, Древнерусское искусство, искусство Средневековой Европы.
МХК 11 класс [5]
Дистанционное обучение
Искусство 8 класс [10]
Материалы для подготовки к урокам, задания.
Искусство 9 класс [5]
Материалы к урокам, задания.
Электронные книги [9]
Электронные версии книг, учебника Искусство 8-9 классы, словари

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Материалы к урокам » МХК 9 класс

Реализм в зарубежной музыке 30-50-х годов 19 века. Джузеппе Верди.
12.05.2010, 00:51

Реализм в зарубежной музыке

Человеческие характеры и их поступки, столк­новения могут стать музыкой, но абстрактное слово никогда!

Дж. Верди

 

Музыку, самое абстрактное, самое «романтичное» из всех ис­кусств, подчас трудно причислить к каким-то конкретным методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и все искусства, она тесно свя­зана с жизнью — с ее событиями и проблемами, идеями и идеалами и, как и все искусства, она подчиняется общим закономерностям художествен­ного развития. Если говорить о реализме в музыкальном искусстве, то его происхождение, безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в прав­дивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интона­цию, мелодию, темп, ритм.

Музыкальный реализм 30—50-х гг. XIX в., вышедший из музыкального романтизма и унаследовавший завоевания реализма эпохи Просвещения (вспомните новаторские открытие В.А. Моцарта), был очень тесно связан с общественной жизнью того времени. Ярче, чем в творчестве других за­рубежных композиторов, реалистические тенденции проявились в опер­ной музыке итальянского композитора Дж. Верди, которого композитор и критик А.Н. Серов справедливо назвал «голосом современной Италии» (полностью высказывание А.Н. Серова вы сможете прочитать ниже). За­слуга Верди заключается прежде всего в том, что он, основываясь на лучших традициях итальянской оперы, создал "реалистическое, насыщенное глубоким драматизмом, психологически правдивое музыкально-театральное искусство".

 

Джузеппе Верди (1813-1901)



Он цветок своей почвы. Он голос современ­ной Италии... Италии, пробудившейся к созна­нию, Италии, взволнованной политическими бу­рями; Италии смелой и пылкой до неистовства.

А.Н. Серов о Верди

 

Верди навсегда останется одним из величайших итальянских композиторов», — сказал немецкий драматург Б. Шоу в 1901 г. — в год смер­ти композитора. И вот уже в течение полутора веков не сходят с театраль­ных сцен мира оперы Верди — «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло»... — 26 опер! В лучших концертных залах и со­борах звучит его знаменитый «Реквием»...

Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревне в семье людей, далеких от музыки: его отец был трактирщиком, а мать — пряхой. Очень рано проявились у мальчика способности к музыке, и родители, вняв со­ветам друзей, отдали его учиться в Буссето, где он и получил начальное музыкальное образование. Настолько сильным было у ребенка увлечение занятиями и такие быстрые успехи он делал, что вскоре он стал играть в церкви во время служб. Прихожане гордились малолетним «маэстрино», который играл лучше своего учителя.

«Юность моя была сурова, — вспоминал впоследствии композитор. Действительно, с детских лет Верди проходил суровую школу труда и ли­шений, закалившую его характер. В дальнейшем ему пришлось многое ис­пытать в своей долгой жизни: смерть любимой жены, детей... Но сильный характер помог пройти все испытания судьбы.

Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того времени. Великие музы­канты — Россини, Беллини, Доницетти — внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к народной музыкальной речи, обогатили ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания му­зыкальной драмы, продолжая писать музыку на либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет — жизненный, волнующий современников. Композитор понял, что именно с либретто — с литературной основы надо начинать оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал деятельное участие в выборе сюжетов для своих опер, разработке сценариев для них. И прежде всего «острые драматические ситуации, раскрывающие чело­веческие характеры» (И. Соллертинский) ценил он в оперном либретто и писал оперу, стремясь музыкой выразить «обычные страсти людские» (Б. Шоу).

В 1837 г. Верди дебютировал оперой «Оберто» в театре Ла Скала в Ми­лане. Но первый шумный успех принесла ему написанная в 1842 г. на биб­лейский сюжет опера «Набукко» (или «Навуходоносор»). На премьере при исполнении финальной сцены взволнованный композитор услышал шум, который был готов принять за насмешку. А это восхищенная публика вста­ла как один человек Великолепная музыка, лучшие певцы! Таких бурных оваций уже давно не было в стенах Ла Скала.

40-е годы для Верди — период напряженного труда и упорных иска­ний. Он ищет сюжеты с большим идейным содержанием, динамичные. Свободолюбие, героика, пафос — такова основная тематика его опер. В произведениях Шиллера, Гюго, Шекспира находил композитор близкие его творческим устремлениям художественные образы. На сюжеты этих великих драматургов написаны им лучшие оперы 40-х гг.: «Эрнани» (по драме Гюго), «Макбет» (по трагедии Шекспира) и «Луиза Миллер» (на сю­жет драмы Шиллера «Коварство и любовь»).

В 50-х гг. были написаны три несомненных шедевра оперной  музыки — оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853) и «Травиата» (1853).

Контрастность — основной музыкально-драматический принцип «Ри­голетто». Опера построена на резких сопоставлениях света и мрака. Глубокий внутренний конфликт заложен в образе основного героя опе­ры — придворного шута, его трагический образ Верди изобразил с мно­гогранностью, достойной Шекспира.

Опера имела огромный успех. Россини воскликнул: «В этой музыке я наконец узнаю гения Верди». Гюго, на сюжет произведения которого бы­ла написана опера, сказал не без зависти: «Если бы я имел возможность в своих драмах сделать так, чтобы четыре действующих лица говорили одновременно и при этом публика различала бы их слова и разнородные чувства, я бы смог достичь не меньшего эффекта».

Опера «Травиата» занимает особое место в оперном творчестве Верди. В ней отсутствует театральная эффектность. Главное — передать душев­ное состояние героини и рассказать о ее трагической судьбе. С большой психологической тонкостью композитор показывает эволюцию образа Травиаты — духовное возрождение женщины, совершающей во имя люб­ви подвиг самоотречения.

С 1849 г. Верди обосновывается в приобретенной им усадьбе Санта Ага­та в Буссето, откуда выезжает в разные города, где ставились его оперы. Он совершил путешествие в Швейцарию, Францию, Пруссию, Австрию, Бельгию, Англию.

В 1861 — 1862 гг. Верди дважды посетил Россию в связи с постановкой написанной им по заказу петербургского Мариинского театра оперы «Сила Судьбы». Публика хорошо встретила оперу, но ополчилась музыкаль­ная критика: в это время в России шло становление русской оперы, и кри­тики обвиняли театры в засилье итальянской оперы. Прогрессивной общественностью музыка Верди была оценена по достоинству. Именно тогда А.Н. Серов сказал о Верди слова, вынесенные в качестве эпиграфа к этой главе.

«Народ видел в Верди своего национального героя», — писал Э. Григ  в 1901 г. А в 1848 г. известный деятель итальянского национально-осво­бодительного движения, призывавший к объединению Италии и свер­жению иноземных поработителей Джузеппе Мадзини сказал: «То, что я и Гарибальди делали в политике, <...> то вы делаете в музыке: мы все, как уме­ем, служим народу... Теперь, как никогда, Италия нуждается в вашей музыке».

Помимо того что Верди писал музыку, в которой нуждался его народ, он много времени уделял общественной деятельности. Будучи членом парламента, Верди разработал проект реорганизации музыкальных уч­реждений в Италии. Русский биограф Верди В.Д. Корчанов встретился с композитором в Италии: Верди живо интересовался развитием музы­кального образования в России, думая об улучшении музыкального обра­зования на своей родине. В последние годы жизни композитора главной его заботой становится создание дома для престарелых музыкантов...

Верди прожил долгую и чрезвычайно плодотворную жизнь, до конца своих дней поражая окружающих неослабевающей остротой ума и непо­бедимой волей к жизни.

Категория: МХК 9 класс | Добавил: HelenZ
Просмотров: 10440 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]