Реализм в зарубежной музыке
Человеческие характеры и их поступки, столкновения могут
стать музыкой, но абстрактное слово — никогда!
Дж. Верди
Музыку,
самое абстрактное, самое «романтичное» из всех искусств, подчас трудно причислить к каким-то конкретным
методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и
все искусства, она тесно связана с жизнью — с ее событиями и проблемами,
идеями и идеалами и, как и все искусства,
она подчиняется общим закономерностям художественного развития. Если говорить о реализме в
музыкальном искусстве, то его происхождение,
безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в правдивом и верном выражении
человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.
Музыкальный
реализм 30—50-х гг. XIX в.,
вышедший из музыкального романтизма и
унаследовавший завоевания реализма эпохи Просвещения (вспомните новаторские открытие В.А. Моцарта), был
очень тесно связан с общественной
жизнью того времени. Ярче, чем в творчестве других зарубежных композиторов, реалистические тенденции
проявились в оперной музыке итальянского композитора Дж. Верди, которого
композитор и критик А.Н. Серов
справедливо назвал «голосом современной Италии» (полностью высказывание А.Н. Серова вы сможете
прочитать ниже). Заслуга Верди
заключается прежде всего в том, что он, основываясь на лучших традициях
итальянской оперы, создал "реалистическое, насыщенное глубоким
драматизмом, психологически правдивое музыкально-театральное искусство".
Джузеппе Верди (1813-1901)
Он — цветок
своей почвы. Он — голос современной
Италии... Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями; Италии смелой и пылкой
до неистовства.
А.Н. Серов о Верди
Верди навсегда
останется одним из величайших итальянских композиторов», — сказал немецкий
драматург Б. Шоу в 1901 г. — в год смерти
композитора. И вот уже в течение полутора веков не сходят с театральных
сцен мира оперы Верди — «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос»,
«Аида», «Отелло»... — 26 опер! В лучших концертных залах и соборах звучит его знаменитый «Реквием»...
Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревне в
семье людей, далеких от музыки: его отец был трактирщиком, а мать — пряхой.
Очень рано проявились у мальчика
способности к музыке, и родители, вняв советам друзей, отдали его учиться в Буссето, где он и получил начальное музыкальное образование. Настолько сильным было у
ребенка увлечение занятиями и такие
быстрые успехи он делал, что вскоре он стал играть в церкви во время служб. Прихожане гордились
малолетним «маэстрино», который
играл лучше своего учителя.
«Юность
моя была сурова, — вспоминал впоследствии композитор. Действительно, с детских лет Верди проходил суровую школу труда и лишений, закалившую его характер. В дальнейшем ему
пришлось многое испытать в своей
долгой жизни: смерть любимой жены, детей... Но сильный характер помог пройти все испытания судьбы.
Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно
привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того
времени. Великие музыканты — Россини, Беллини, Доницетти — внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к
народной музыкальной речи, обогатили
ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания музыкальной драмы, продолжая писать музыку на
либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с
самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет — жизненный, волнующий современников. Композитор
понял, что именно с либретто — с литературной основы надо начинать
оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал
деятельное участие в выборе сюжетов для
своих опер, разработке сценариев для них. И прежде всего «острые драматические ситуации, раскрывающие человеческие
характеры» (И. Соллертинский) ценил он в оперном либретто и писал оперу, стремясь музыкой выразить «обычные
страсти людские» (Б. Шоу).
В 1837 г.
Верди дебютировал оперой «Оберто» в театре Ла Скала в Милане. Но первый шумный
успех принесла ему написанная в 1842 г. на библейский сюжет опера «Набукко» (или «Навуходоносор»). На премьере при исполнении финальной сцены взволнованный
композитор услышал шум, который был
готов принять за насмешку. А это восхищенная публика встала как один человек Великолепная музыка, лучшие
певцы! Таких бурных оваций уже давно
не было в стенах Ла Скала.
40-е годы
для Верди — период напряженного труда и упорных исканий. Он ищет сюжеты с
большим идейным содержанием, динамичные. Свободолюбие, героика, пафос — такова
основная тематика его опер. В произведениях
Шиллера, Гюго, Шекспира находил композитор близкие его творческим устремлениям художественные образы.
На сюжеты этих великих драматургов написаны им лучшие оперы 40-х гг.: «Эрнани»
(по драме Гюго), «Макбет» (по
трагедии Шекспира) и «Луиза Миллер» (на сюжет драмы Шиллера «Коварство и любовь»).
В 50-х
гг. были написаны три несомненных шедевра оперной музыки — оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур»
(1853) и «Травиата» (1853).
Контрастность
— основной музыкально-драматический принцип «Риголетто». Опера построена на резких сопоставлениях света и мрака. Глубокий внутренний конфликт заложен в образе
основного героя оперы — придворного шута, его трагический образ Верди
изобразил с многогранностью, достойной
Шекспира.
Опера имела огромный успех. Россини воскликнул: «В этой
музыке я наконец узнаю гения Верди». Гюго, на сюжет
произведения которого была написана опера, сказал не без зависти:
«Если бы я имел возможность в своих драмах сделать так, чтобы четыре
действующих лица говорили одновременно и при этом
публика различала бы их слова и разнородные чувства, я
бы смог достичь не меньшего эффекта».
Опера «Травиата» занимает особое место в оперном
творчестве Верди. В ней отсутствует театральная эффектность. Главное — передать
душевное состояние героини и рассказать о
ее трагической судьбе. С большой психологической тонкостью композитор
показывает эволюцию образа Травиаты — духовное возрождение женщины, совершающей
во имя любви подвиг самоотречения.
С 1849 г.
Верди обосновывается в приобретенной им усадьбе Санта Агата в Буссето, откуда выезжает в разные города, где
ставились его оперы. Он совершил
путешествие в Швейцарию, Францию, Пруссию, Австрию, Бельгию, Англию.
В 1861 —
1862 гг. Верди дважды посетил Россию в связи с постановкой написанной им по заказу петербургского Мариинского
театра оперы «Сила Судьбы». Публика
хорошо встретила оперу, но ополчилась музыкальная критика: в это время в России шло становление русской оперы, и критики обвиняли театры в засилье итальянской оперы.
Прогрессивной общественностью музыка
Верди была оценена по достоинству. Именно тогда А.Н. Серов сказал о Верди слова, вынесенные в качестве эпиграфа к этой главе.
«Народ
видел в Верди своего национального героя», — писал Э. Григ в 1901 г. А в 1848 г. известный деятель
итальянского национально-освободительного движения, призывавший к объединению
Италии и свержению иноземных поработителей
Джузеппе Мадзини сказал: «То, что я и Гарибальди делали в политике,
<...> то вы делаете в музыке: мы все, как умеем, служим народу... Теперь, как никогда, Италия нуждается в вашей
музыке».
Помимо того что Верди писал музыку, в которой нуждался
его народ, он много времени уделял общественной
деятельности. Будучи членом парламента, Верди разработал проект реорганизации
музыкальных учреждений в Италии. Русский биограф Верди В.Д. Корчанов
встретился с композитором в Италии: Верди живо
интересовался развитием музыкального образования в
России, думая об улучшении музыкального образования
на своей родине. В последние годы жизни композитора главной его заботой
становится создание дома для престарелых музыкантов...
Верди прожил долгую и чрезвычайно плодотворную жизнь, до
конца своих дней поражая окружающих неослабевающей
остротой ума и непобедимой волей к жизни.
|